По каким причинам в закупках нет реальной состязательности и как это выявить. (Прокуратура Дзержинского района г. Новосибирска)

29 мая 2020, 12:40

Все зависит от времени проведения закупки, объекта проведения закупки. Мы очень часто сталкиваемся с таким обстоятельством, что в крупных закупках, где цена контракта превышает 100, 200, 300 миллионов рублей, эта стоимость сама по себе уже ограничивает количество участников из-за сложности участия в ней, сложности обеспечения контракта, Бывают прецеденты, что заказчики проводят неоднократно такие закупки,и они не завершаются заключением контракта из-за того что в определенный период времени те или иные поставщики не запланировали участие в закупке, и именно по этой причине закупка представляется неконкурентной.

Если мы говорим о закупках, связанных с поставкой оборудования, надо обратить внимание, что статьей 33 у нас запрещено ограничение количества участников. Поэтому часто нами выявляются согласованные действия, когда заказчик и участник формируют совместно описание закупки с целью ограничения количества участников. Выясняются, в частности, обстоятельства, связанные с формированием технического задания под определенного производителя. Бывает, что такие действия совершаются умышленно, а иногда это связано с тем, что заказчик не провел должным образом работу по формированию объекта закупки.

 Недавно у нас прошло несколько комиссий подряд, на которых в рамках рассмотрения жалобы мы запрашивали информацию о соответствии описанию объекта закупки двух товаров конкретных производителей, заказчик представлял информацию, и мы выясняли в процессе рассмотрения жалоб, что один их двух товаров на протяжении нескольких лет на территории РФ уже не производится и не выпускается. На каких-то сайтах осталась  информация якобы о поставке данного товара, но проведенная нами работа  по исследованию вопроса, действительно ли данный товар есть на рынке, действительно ли производитель конкурирует с другим производителем, показала, что второго товара на рынке нет. Более того, у заказчика были определенные характеристики, изначально установленные, по которым он не смог пояснить, как та или иная оградительная характеристика от других участников привязана к потребности заказчика.

Прежде чем выставить закупку, заказчику следует помнить, какие к нему могут быть вопросы со стороны антимонопольного органа: ограничиваете ли вы количество участников той или иной закупки (сколько товаров разных производителей соответствует описанию объекта закупки), и почему вы установили ту или иную характеристику. При наличии жалобы вам придется пояснить данные вопросы. При отсутствии пояснения мы можем выдать предписание о том, чтобы то или иное пороговое значение снизить или в принципе убрать характеристику.

Что касается вопроса, почему закупки иногда завершаются неконкурентно, стоит обратить внимание на условия документации и извещения, может быть некие противоречия в части сроков окончания подачи заявок, в части тех или иных условий. У нас были прецеденты, когда заказчики устанавливали незаконные требования, вводили в заблуждение участников. Иногда закупка становится нерезультативной по вине самой комиссии заказчика; когда комиссия своими не всегда законными выводами способствует тому, что в результате к участию допускается одна или максимум две заявки. Таким образом в зависимости от той или иной закупки, ее объекта мы осуществляем свои подходы, делаем запросы участникам, заказчикам, анализируем положение на рынке, чтобы понять причины неэффективности закупки

Наверх