Может ли орган местного самоуправления  предоставить субсидию хозяйствующему субъекту  без согласования с антимонопольным органом?

14 марта 2018, 17:01

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к определению, что такое государственные и муниципальные преференции (ГМП) и порядок предоставления ГМП.

ГМП – это создание органами власти отдельным хозяйствующим субъектам преимущества в любой форме.

ГМП могут быть предоставлены только в установленных в ч. 1 ст. 19 целях (развития образования и науки, защиты окружающей среды, сохранения объектов культурного наследия, охраны здоровья граждан, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства).

По общему правилу ГМП предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Для этого органу власти необходимо обратиться с письменным заявлением и приложить документы, перечень которых установлен ст. 20. По результатам рассмотрения антимонопольный орган может принять 3 вида решения: о даче согласия; о даче согласия и введении ограничения (например, ограничение срока предоставления ГМП, размера, иные); об отказе (если ГМП не соответствует целям или ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции).

Но имеются исключения, когда ГМП предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Сказанное означает, что поддержка, оказываемая по бюджетному законодательству, охватывается антимонопольным контролем, но не в форме дачи предварительного согласия. Правда, при этом такая поддержка должна отвечать перечисленным выше целям и в соответствующем нормативном акте должен быть указан конкретный получатель преференции и порядок определения ее размера. Если же в законе о бюджете (муниципальном акте о бюджете) указывается только общая сумма средств, направленных на определенные цели, а в течение финансового года распорядителем средств будет являться орган исполнительной власти, то при предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной помощи без проведения публичных процедур требуется прохождение предварительного контроля и получение согласия антимонопольного органа.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка;

6) предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий, имущественных прав по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с частями 4.1 - 4.12 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Наверх