Антиконкурентные соглашения и запреты для органов власти: антимонопольная практика Новосибирского УФАС России
19 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

Начальник отдела по борьбе с картелями Иванов С.А.

Добрый день уважаемые участники семинара, в своем докладе я хотел бы осветить блок норм антимонопольного права, затрагивающий преимущественно запреты-персе для органов власти и антиконкурентные соглашения.

В полномочия Новосибирского УФАС России входит осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами и организациями, обладающими властными полномочиями.

ФЗ «О защите конкуренции» содержит ряд статей, устанавливающих антимонопольные требования к субъектам, обладающим властными полномочиями (антимонопольные запреты, поскольку в них указано, какие действия (бездействия) запрещаются органам власти).

  1. Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (далее - органы власти и МСУ).

Данная статья содержит открытый перечень таких действий (бездействия), в частности, запрещается:

  1. введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  2. необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  3. установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  4. дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  5. установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
  6. предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  7. предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
  8. создание дискриминационных условий;
  9. установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
  10. дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, данной статьей запрещается также совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Порядок применения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» был разъяснен в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». В соответствии с указанным пунктом требования, заявленные по части 1 статьи 1 5 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежат удовлетворению при наличии совокупности следующих условий:

а) антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

б) соответствующим субъектом, обладающим властными полномочиями, не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая такому субъекту принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).

При этом, согласно выводам судов, для привлечения к ответственности по статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции» необязательно, чтобы соответствующие действия повлекли негативные последствия для конкуренции, достаточно лишь подтверждения антимонопольным органом возможности наступления таких последствий.

Практика применения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» различна, при этом, основную долю нарушений составляют нарушения, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

Это во многом обусловлено широкой формулировкой соответствующего запрета, который включает в себя все случаи, когда субъект, наделенный властными полномочиями, создал препятствие для деятельности участника рынка и такое препятствие привело или потенциально могло привести к ограничению конкуренции.

За 2018 год в ходе рассмотрения поступивших заявлений и проведенных проверок возбуждено 4 дела по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых выявлено 3 нарушения указанной статьи, выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти затронуты следующие рынки, отрасли, сферы деятельности: ритуальные услуги, сфера ЖКХ, услуги управления многоквартирными домами.

Выявленные нарушения статьи 15 по видам нарушений:

- создание дискриминационных условий – 1 (1);

- наделение х/с властными функциями – 1 (1);

-прочие – 1 (1).

К прочим нарушениям отнесены:

- создание преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

В качестве примера дела, рассмотренного в отчетном периоде, можно привести дело № 1 от 25.04.2018г., возбужденное в отношении администрации Мочищенского сельсовета Новосибирской области по заявлению прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области. Администрация Мочищенского сельсовета признана нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в заключении с ООО «Комфорт-Сервис» соглашения от 15.03.2018 года о сотрудничестве, предусматривающего осуществление ООО «Комфорт-Сервис» содержания и эксплуатации кладбища, наделение ООО полномочиями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений, тем самым администрация предоставила ООО «Комфорт-Сервис» преимущественные условия при оказании ритуальных (похоронных) услуг в Мочищенском сельсовете, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Администрации Мочищенского сельсовета выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В настоящее время решение и предписание обжалованы администрацией Мочищенского сельсовета в арбитражный суд, первая инстанция которого подтвердила законность актов антимонопольного органа (А45-38252/2018).

Также следует отметить, что по факту нарушения ОВ и МСУ нарушения антимонопольного законодательства ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. К ответственности привлекаются должностные лица в случае установления факта нарушения по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Для ДЛ ОГВ и ОМС сумма штрафа составит от 15 до 50 тысяч рублей, при повторном нарушении - дисквалификация на срок до 3 лет. Однако в случае устранения нарушения до возбуждения дела, путем исполнения предупреждения антимонопольного органа, административная ответственность не грозит.

Необходимо отметить, что небольшое количество возбужденных дел связано как с популяризацией антимонопольного законодательства в целом, так и с вступлением в силу т. н. четвертого антимонопольного пакета (вступление в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которым введен институт предупреждения в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ О защите конкуренции.

Суть предупреждения состоит в устранении нарушения по выданному антимонопольным органом предупреждению до возбуждения дела, в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, к административной ответственности виновные лица не привлекаются. В случае неисполнения предупреждения – возбуждается дело, после признания факта нарушения - следует привлечение к административной ответственности.

Необходимо учитывать, что принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении ст. 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции).

Статистика выданных и исполненных предупреждений органам власти и местного самоуправления показывает, что установление правила о невозбуждении дел и не применении административной ответственности в связи с добровольным исполнением предупреждения стало большим стимулом для снижения количества антимонопольных дел в отношении органов власти и местного самоуправления.

Эффективность механизма предупреждения доказывается и практикой Новосибирского УФАС.

Так, в 2018г. Новосибирским УФАС выдано органам власти и местного самоуправления 23 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», из них добровольно исполнены 17. Исполняемость предупреждений составила 74 % (в 2017г. – 83 %). По всем неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Примеры предупреждений

В качестве наиболее значимого из выданных в отчетном периоде предупреждений можно отметить предупреждение № 17 от 10.05.2018г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданное Правительству Новосибирской области, выразившихся во введении Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения на территории Новосибирской области (утв. постановлением Правительства Новосибирской области № 171-п от 09.04.2012г.) временного ограничения движения в весенний период, которое не распространяется на международные перевозки грузов, что может привести к дискриминации в весенний период организаций, осуществляющих внутрироссийские перевозки грузов. В соответствии с предупреждением Правительству Новосибирской области необходимо внести изменения в Порядок, в части создания в весенний период равных условий для перевозки по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения на территории Новосибирской области товаров российских (внутрироссийская перевозка) и иностранных производителей (международная перевозка).

Предупреждение исполнено.

Также распространенным видом нарушения, повлекшим выдачу предупреждений в 2018г. являлось нарушение антимонопольного законодательства в нормативных актах органов местного самоуправления, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам в сфере ЖКХ. Например, Администрация Ордынского района НСО, Администрация г. Барабинска НСО, Администрация Чулымского с/с Здвинского района НСО, Администрация Рощинского с/с Здвинского района НСО, Администрация Лянинского с/с Здвинского района НСО,  утвердили своими актами Порядок предоставления субсидий из бюджета соответствующего сельсовета юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающий выделение субсидий на решение таких вопросов местного значения, как:

капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находящихся в муниципальной собственности; проведение противопаводковых мероприятий, благоустройство, уличное освещение, содержание объектов коммунальной инфраструктуры, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и пр. без проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку в результате решение вопросов местного значения осуществляется лицом, получившим субсидию, без осуществления процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Также можно привести следующие примеры нарушений органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства, которые были устранены посредством выдачи предупреждений.

Администрации Троицкого с/с Здвинского района НСО выдано предупреждение № 11 от 16.04.2018г. о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения АМЗ. Основанием выдачи послужило обращение Контрольно-Счетной палаты НСО, в результате рассмотрения которого было установлено, что администрация утвердила постановлением № 21 от 28.04.17 Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Порядок предусматривал в качестве одного из критериев отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, критерий «актуальность и социальная значимость производства товаров, выполнения работ, оказания услуг». Указанный критерий не содержал понятие актуальности, что могло привести к произвольному предоставлению субсидий, необоснованным отказам в предоставлении субсидий и ограничению конкуренции. Администрации было выдано предупреждение, в соответствии с которым необходимо было отменить не соответствующий АМЗ критерий. Предупреждение исполнено.

Также распространенным видом нарушения, повлекшим выдачу предупреждений в 2018г. являлось нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в бездействии органов местного самоуправления по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В данном случае подтверждением недопустимости подобного бездействия служат как разъяснения ФАС России, так и многочисленная судебная практика, в соответствии с которыми в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Разъяснения ФАС № АЦ/39755/14 от 30.09.14; постановление ВАС РФ № 14686/10 от 05.04.11; постановление Президиума ВАС РФ № 8799/11 от 29.11.11 по делу № А66-7056/2010; определение ВС РФ № 307КГ15-1408 от 24.06.15; Определение ВС РФ N 305-КГ16-16409 от 06.03.17).

Исполнение предупреждений об устранении нарушения АМЗ позволило органам власти и ОМС избежать возбуждения дела о нарушении АМЗ, выдачи предписания и дальнейших неприятных процедур в виде привлечения к административной ответственности.

  1. Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти и местного самоуправления.

В соответствии с указанной статьей запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

  1.  повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  2.  экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  3.  разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4.  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Перечень нарушений ст. 16 также является открытым, следовательно, запрещаются любые соглашения органов власти и местного самоуправления, как между собой, так и с хозсубъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В 2018 году Новосибирским УФАС России нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции» не установлено.

Пример. В качестве примера приводится дело № 7 от 21.03.2017г., возбужденное по заявлению прокуратуры Новосибирской области в отношении отдела МВД России по Мошковскому району и ИП Пимонова А.Н.

Указанные лица признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции путем заключения договора от 26.10.2015 года № 73, определяющего специализированную организацию, осуществляющую перемещение задержанных транспортных средств, их хранение и возврат, в нарушение норм действующего законодательства, без проведения конкурсных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Виновные лица привлечены к административной ответственности.

Пример. В 2019г. рассмотрено дело № 12 от 22.10.18 по нарушению ст. 16 Закона о защите конкуренции, возбужденное по заявлению Управления ФСБ по НСО в отношении ГАУ ДОД НСО ДСОСЛ КД «Олимпиец» и ООО «ТехСтрой». По результатам рассмотрения дела решением от 29.01.19г. указанные лица признаны нарушившими ст. 16 Закона о защите конкуренции, нарушение выразилось в заключении ряда договоров об осуществлении ремонтных работ без проведения торгов, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ, по устному соглашению. Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС для привлечения указанных лиц к административной ответственности.

Административная ответственность должностных лиц ОВиМСУ за нарушение АМЗ, выразившегося в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Административная ответственность за нарушение ст. 16 установлена для участника соглашения – хозяйствующего субъекта - ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, согласно которой Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

 

  1. Ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, согласно которым при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений. Требования данной статьи распространяются как на ОВ и МСУ при проведении каких-либо торгов, так и на ХС, которые могут выступать заказчиками либо участниками каких-либо торгов.

Так, согласно ст. 17 При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Кроме того, в случае проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Также в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 7 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», при этом выявлено 3 нарушения указанной статьи, выдано 2 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Нарушения выявлены в следующих сферах: поставки лекарственных средств и медицинских изделий, рекламные услуги.

Структура выявленных нарушений статьи 17 по видам нарушений:

- координация деятельности участников торгов, запроса котировок – 2;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений – 1.

Пример дела, возбужденного в отчетном периоде Новосибирским УФАС России по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела № 28 от 07.11.2017г., возбужденного по заявлению ООО «ФЕДЕРАЦИЯ – НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА», Комиссия Новосибирского УФАС России признала МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в необоснованном отказе в регистрации заявки ООО «ФЕДЕРАЦИЯ – НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА» на участие в конкурсе на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Новосибирска. Необоснованно отказав ООО «ФЕДЕРАЦИЯ - НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА» в приеме заявки, МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» создало преимущественные условия другим участникам открытого конкурса. Комиссия приняла решение обратиться в арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительными торгов и заключенного по их итогам договора. МКУ г. Новосибирска «Городской центр наружной рекламы» обжаловало решение Новосибирского УФАС России в арбитражный суд Новосибирской области, 3 инстанции которого подтвердили законность акта антимонопольного органа (А45-7745/2018). Иск Новосибирского УФАС России находится на рассмотрении арбитражного суда (А45-14907/2018).

 

  1. Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Нарушения Закона «О защите конкуренции» при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Предоставление государственного и муниципального имущества конкретному ХС без проведения торгов создает для данного ХС преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение или пользование и препятствует доступу к данному ресурсу других ХС, которые также могут иметь намерение приобрести такие права в отношении данного имущества.

Передача прав владения или пользования в отношении государственного и муниципального имущества на конкурсной основе позволяет обеспечить равный доступ к имуществу всех ХС, заинтересованных в приобретении указанных прав и препятствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Ст. 17.1 предусматривает особый порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено или не закреплено оно на праве хозведения или оперативного управления, а именно, по результатам проведения торгов (конкурсов и аукционов).

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Без проведения торгов государственное и муниципальное имущество может быть предоставлено в установленных ч. 1 ст. 17.1 случаях:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении";

9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

  • Кроме того, без проведения торгов имущество может быть предоставлено (ч. 9 ст. 17.1):

По истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В 2018 году Новосибирским УФАС России возбуждено 5 дел по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», при этом выявлено 3 нарушения указанной статьи, выдано 3 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Пример дела, возбужденного в отчетном периоде Новосибирским УФАС России по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Дело № 8 от 19.09.2018г. по признакам нарушения ФГБУ «СО РАН» части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденное по заявлению ООО «Дебют».

Между ФГБУ «СО РАН» и ООО «Дебют» по результатам торгов заключен договор аренды государственного недвижимого имущества. В нарушение требований законодательства арендодатель ФГБУ «СО РАН» отказало ООО «Дебют» в заключении договора аренды на новый срок по основаниям, не предусмотренным частью 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Новосибирского УФАС России от 26.12.2018г. ФГБУ «СО РАН» признано нарушившим ч. 9 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в отказе ООО «Дебют» в заключении на новый срок договора аренды нежилых помещений. ФГБУ «СО РАН» выдано предписание № 37 от 26.12.2018г., для исполнения которого ФГБУ «СО РАН» необходимо совершить действия, направленные на заключение с ООО «Дебют» договора аренды нежилых помещений общей площадью 92,8 кв.м, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Ильича, д. 6 на новый срок. Предписание находится в стадии исполнения в связи с обжалованием решения и предписания в арбитражном суде НСО.

  1. Ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлены особенности заключения договоров с финансовыми организациями, а именно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;

3) доверительное управление ценными бумагами;

4) негосударственное пенсионное обеспечение.

 

  1. Отдельная глава Федерального закона «О защите конкуренции» посвящена предоставлению государственных или муниципальных преференций (гл. 5 – ст.ст. 19-21).

Государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ О защите конкуренции, Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Для уточнения, какая именно деятельность хозяйствующих субъектов (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) подпадает под перечисленные выше цели, рекомендуется обратиться к отраслевым законам, таким как Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (для цели - обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (для цели - проведение научных исследований), Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г., Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании",  и др.

По общему правилу преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Но имеются исключения, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Сказанное означает, что поддержка, оказываемая по бюджетному законодательству всех уровней (субсидии и субвенции, предоставление гарантий), охватывается антимонопольным контролем, но не в форме дачи предварительного согласия. Правда, при этом такая поддержка должна отвечать перечисленным выше целям и в соответствующем нормативном акте должен быть указан конкретный получатель преференции и порядок определения ее размера. Если же в законе о бюджете (муниципальном акте) указывается только общая сумма средств, направленных на определенные цели, а в течение финансового года распорядителем средств будет являться орган исполнительной власти, то при предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту государственной или муниципальной помощи без проведения публичных процедур (торги в форме конкурса или аукциона в соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации) требуется прохождение предварительного контроля и согласие антимонопольного органа.

Согласно действующей редакции Федерального закона «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка;

6) предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий, имущественных прав по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с частями 4.1 - 4.12 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Процедура предоставления государственной или муниципальной преференции описана в ст. 20 Федерального закона «О защите конкуренции».

Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются:

1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;

2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;

3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;

4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;

5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;

6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

У антимонопольного органа имеется один месяц для рассмотрения поданного заявления.

По итогам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган принимает одно из следующих мотивированных решений

1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

2) о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;

3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:

а) предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции;

б) круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;

в) размер государственной или муниципальной преференции;

г) цели предоставления государственной или муниципальной преференции;

д) иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

В этом случае заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.

Формой реагирования антимонопольного органа на несоблюдение данного требования является предписание о прекращении использования преференции.

Оценивая деятельность по контролю за предоставлением государственной и муниципальной преференции за 2018 г., можно сделать вывод о недостаточной активности органов власти в этой сфере. Так, Новосибирским УФАС России в 2018г. рассмотрено 5 заявлений о даче согласия на предоставления ГиМП. При этом цели предоставления преференций запрашивались следующие: производство сельскохозяйственной продукции – 1, развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 1, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 3. По результатам рассмотрения заявлений приняты решения: о даче согласия – в 1 случае, о даче согласия и введения ограничения – 2, об отказе (в связи с несоответствием заявленной цели) – 2.

Пример. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области обратилось с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции русской православной церкви (4 497 900руб.) в целях сохранения объектов культурного наследия (восстановление собора в р. п. Колывань). Данная преференция согласована.

 

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (картель)

1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

4. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

5. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

6. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

7. Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

9. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

10. Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа, полученного в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона.

Наверх