Доклад ПО2-2017 Правоприменительная практика Новосибирского УФАС России в сфере контроля законодательства о торговле
14 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

Закон о торговле определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности,  а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Глава 3 закона о торговле является составной частью антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган осуществляет контрольные функции за соблюдением положений статьей 9, 13 - 15 Закона о торговле, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом 273-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле).  Изменения вступили в силу с 15.07.2016г. При этом статьей  3 Закона 273-ФЗ были предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до дня вступления в силу ФЗ № 273-ФЗ, должны были быть приведены в соответствие с изменениями Закона о торговле  до 1 января 2017 года.

Таким образом, условия договоров, связанных с реализацией положений Закона о торговле, заключенных до 15 июля 2016 года в соответствии с требованиями Закона о торговле, не будут противоречить законодательству и не потребуют внесения изменений до 1 января 2017 года. Договоры, заключаемые с 15 июля 2016 года должны будут соответствовать Закону о торговле в редакции Закона 273-ФЗ.

С 1 января 2017 года условия договоров, которые противоречат редакции Закона 273-ФЗ применяться не могут, поскольку признаны утратившими силу. Положения договоров, которые входят в противоречие с новой редакцией Закона о торговле не могут регулировать отношения сторон договора и являются нарушением законодательства в сфере торговой деятельности.

  1. Расширение сферы действия закона.

Статья 1 Закона о торговле дополнена частью 6, предусматривающей, что установленные главой 3 Закона о торговле антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Понятие группы лиц и признаки, по которым лица входят в указанную группу определены статьей 9 Закона о защите конкуренции. Введение указанного положения означает, что антимонопольный орган может признавать нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с главой 3 Закона о торговле в отношении действий хозяйствующих субъектов в составе их группы лиц.

  1. Внесение изменений в понятие «торговая сеть»

В редакции Закона о торговле дано новое понятие торговой сети.

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Таким образом, понятие ТОРГОВОЙ сети приведено в соответствие с понятийным аппаратом Закона о защите конкуренции.

  1. Определено понятие услуг по продвижению товаров

В новой редакции Закона о торговле определено понятие услуг по продвижению товаров, к которым относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров. Следует обратить внимание на то, что перечень относяшихся к таким услугам конкретных видов услуг не ограничен данным понятием, поскольку к НИМ могут относиться услуги путем осуществления иной деятельности, направленной на продвижение товаров. Это означает, что перечень таких услуг является открытым и к иным подобным услугам могут быть отнесены услуги сходные по своей сути с перечисленными в понятии услугами.

  1. Изменения в части обеспечения доступа к информации об условиях отбора контрагентов

Частями 1,2 статьи 9 предусмотрена  обязанность как для торговых сетей, таки для поставщиков товаров обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Следует обратить внимание, что в новой редакции указанных положений предусмотрено предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет.

Из указанных положений исключена альтернативная возможность предоставления такой             информации  в        виде   ответ безвозмездно          в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Необходимо отметить, что установленное частью 1 статьи 9 Закона о торговле требование направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков путем одинаковых для них условий вхождения на товарный рынок. Неопределенность такой информации приравнивается к ее отсутствию, поскольку исключается сама возможность воспользоваться такой информацией поставщиками в целях заключения договоров поставки, следовательно, не соблюдается и цель обеспечения поставщиков такой информацией (постановление Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 12.12.2013 № 17АП-14431/2013-АК).

При этом сформулированные в обобщенном виде (высокое качество товаров, лучшие ценовые предложения, соответствие действующему законодательству) условия вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условия (определение ВАС России от 02.08.2012 № ВАС-9912/12).

Согласно разъяснениям ФАС России от 19.01.2017 № АК/2254/17 поведение торговой сети, при котором поставщикам не предоставляется информация об условиях отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет, следует оценивать как создание поставщику препятствий доступу на товарный рынок и рассматривать на предмет возможного нарушения пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

  1. Снижен размер вознаграждения, выплачиваемого в пользу торговой сети.

Частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, норма содержит две составляющие:

            - вознаграждение       за      приобретение   определенного   количества

продовольственных товаров;

- плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.

Так, вознаграждение может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров.

Согласно части 12 статьи 9 Закона о торговле включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. Таким образом, плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

Так, в случае, если каждая конкретная услуга по продвижению товаров, логистическая услуга, услуга по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иная подобная услуга, оказываемые торговой сетью поставщикам в целях продвижения поставляемых продовольственных товаров (далее - услуги по продвижению товаров), являются идентичными для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, при оказании разным поставщикам услуги по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты. Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Часть 12 статьи 9 Закона о торговле не содержит ограничений на включение в договор поставки продовольственных товаров условий об определении (изменении) поставщиком цены продовольственных товаров в связи с исполнением условий договора поставки, а также не содержит ограничений на включение в договор поставки условий о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, на определенный период при условии реализации последним товара розничным потребителям со снижением цены в не меньшем размере в согласованный сторонами период времени.

Такой порядок определения цены или порядок ее изменения, по смыслу части 4 статьи 9 Закона о торговле, не является вознаграждением.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться предоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидки или скидок, уменьшающих цену товара способами и по основаниям, согласованным сторонами этого договора.

По мнению ФАС России, предоставление скидки или скидок в отношении товара, ранее поставленного хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допустимы, за исключением случаев, если стороны договорились о предоставлении такой скидки или скидок в договоре поставки.

При этом при предоставлении скидок должны соблюдаться положения части 1 статьи 13 Закона о торговле, которые могут быть нарушены, в том числе путем злоупотребления предоставлением скидок на товар, поставленный либо приобретенный в предыдущие периоды.

В случае если стороны договорились о цене поставляемого товара и в договоре поставки продовольственных товаров предусмотрели цену поставляемого товара, то при требовании о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (предоставление скидки), реализация последним товара розничным потребителям без снижения цены либо со снижением цены в меньшем размере (без трансляции скидки конечному потребителю), подпадает под ограничение, предусмотренное частью 4 статьи 9 Закона о торговле. В этом случае, по мнению ФАС России, для целей применения части 4 статьи 9 Закона о торговле совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать пять процентов от установленной в договоре поставки цены продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).

Ограничение совокупного размера вознаграждения не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимы е рекламные и логистические компании) и не входящими в одну группу лиц с торговой сетью.

При этом период и срок выплаты вознаграждения согласуется сторонами в договоре поставки.

6. Статья 9 Закона о торговле дополнена новыми запретами как для торговых  сетей, так и для поставщиков продовольственных товаров.           Закон N 273-ФЗ дополнил частью 13 статью 9 Закона о торговле, в соответствии с которой хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляюшего поставки таких товаров;

4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

При выявлении нарушений вышеприведенных запретов, поименованных в части 13 статьи 9 Закона о торговле, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 

  1. Приведение статьи 13 Закона о торговле в соответствие с основными положениями антимонопольного регулирования.

Законом        №        273-ФЗ          уточнены      антимонопольные требования, предусмотренные статьей 13 Закона о торговле. Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу с практикой создания дискриминационных условий. Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации,

Согласно части 1 ст. 13 торговым сетям и поставщикам  запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»;

2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

4) навязывать контрагенту:

а) условия о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

          б) условия       об     ответственности  за неисполнение     обязательства

хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) условия о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров          при     их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

д) условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

е) иные условия, не относящиеся к предмету договора и (или) содержащие существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» настоящего пункта;

5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.

С целью обеспечения реализации и применения требований Закона о торговле статьями 14.40 - 14.42 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных законом, при осуществлении торговой деятельности.

Законом  № 273-ФЗ внесены изменения в диспозиции соответствующих статей КоАП, которыми предусмотрены запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий в положения договоров, но и за исполнение (реализацию) таких условий.

  1. Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере торговой деятельности

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.40 14.42 КоАП. Порядок и сроки привлечения лиц к административной ответственности по указанным статьям различны и установлены соответствующими  положениями КоАП.

Необходимо принимать во внимание отличие процедур при осуществлении территориальными антимонопольными органами государственного контроля (надзора) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле.

Являясь составной частью антимонопольного законодательства, статья 13 Закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов(торговых сетей и поставщиков),  ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 14.40 КоАП.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.                                                                                                                                      Таким            образом,       дела   об       административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.40 КоАП, возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.                                                    

При этом следует учитывать, что за совершение запрещенных действий, перечисленных в статье 14.40 КоАП, хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности с учетом сроков давности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП., т.е. в течение одного года со дня совершения административного правонарушения, а при пляшемся правонарушении в течение 1 года с момента его обнаружения.                                                Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.40 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации. За нарушение положений статьи 9 Закона о торговле, которая не включена в главу 3 Закона о торговле и не является антимонопольным законодательством, также предусмотрена административная ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП. Сроки давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42 КоАП определяются в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП в течение года со дня совершения административного правонарушения, а при пляшемся со дня обнаружения.

В данном случае согласно части 1 статьи 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Следовательно,за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.41 и 14.42 КоАП, дело об административном правонарушении возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения в сфере законодательства о торговле (без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства).

Законом N 273-ФЗ внесены изменения в две статьи (ст. ст. 14.40 и 14.42) главы 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".

Статья 14.40, в которой речь идет о нарушении антимонопольных правил, установленных федеральным законом, принята в новой редакции и существенно расширена за счет включения новых диспозиций данной статьи.

В первых двух частях статьи 14.40 предусмотрена ответственность за создание дискриминационных условий с однотипными санкциями за совершение правонарушения. Так, согласно части 1 данной статьи создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - Продавец), или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (далее - Поставщик), дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Законом о защите конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2 млн до 5 млн руб.

Такие же санкции для должностных лиц и юридических лиц влечет за собой создание Продавцом или Поставщиком препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 14.40).

В соответствии с частью 3 данной статьи такие же санкции налагаются на должностных лиц и юридических лиц в случае нарушения Продавцом или Поставщиком установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка ценообразования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.6 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 14.40 КоАП РФ навязывание Продавцом или Поставщиком контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 2 млн. 500 тыс. до 5 млн. руб.

В силу части 5 данной статьи заключение между Продавцом и Поставщиком для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Законом о защите конкуренции, и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 1 млн 500 тыс. до 4 млн 500 тыс. руб.

Согласно примечанию к части 5 статьи 14.40 предусмотренная этой статьей административная ответственность устанавливается в зависимости от степени вины Продавца и Поставщика.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 5 настоящей статьи, влечет за собой суровые меры ответственности, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 200 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 3 млн до 5 млн руб. (ч. 6 ст. 14.40).

Как следует из вышеизложенного, санкции, предусмотренные частью 6 ст. 14.40 КоАП РФ, содержат административное наказание в виде дисквалификации, которая согласно статье 3.11 Кодекса назначается судьей. Поэтому в соответствии с пунктом 5 ст. 2 Закона N 273-ФЗ часть 2 ст. 23.1 КоАП РФ, где перечислены дела об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьей, дополнена ссылкой на часть 6 ст. 14.40 Кодекса.

В статье 14.42 КоАП РФ говорится о нарушении установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности.

Следует особо отметить, что в шесть частей статьи 14.42 Кодекса внесены только отдельные поправки в диспозиции этих частей (без изменения соответствующих санкций), связанные с рассмотренными ранее изменениями и дополнениями в Закон о торговле. Например, в связи с тем, что Закон N 273-ФЗ снизил максимальный размер вознаграждения торговым сетям за продажу продовольственных товаров с 10 до 5%, соответствующая поправка внесена в абзац первый ч. 1 ст. 14.42 КоАП РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что статья 14.42 Кодекса дополнена частью 7 в следующей редакции: "Совершение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещенных Федеральным законом действий по взиманию платы, внесению платы либо возмещению расходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей".

Следует также учитывать, что в настоящее время информация о существенных условиях договора поставки продовольственных товаров предоставляется только через Интернет, в то время как ранее, кроме Интернета, имелась возможность предоставления запрашиваемой информации в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса. Во всяком случае, нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации (путем размещения в Интернете) об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров влечет для нарушителей административную ответственность в соответствии с положениями статьи 14.41 КоАП РФ.

  1. Результаты контрольных мероприятий по проверки соблюдения законодательства в сфере торговой  деятельности на территории Новосибирской области

Новосибирским УФАС России во исполнение соответствующего поручения Правительства Российской Федерации (пункт 4 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 № 3)  проведены проверки в отношении основных торговых сетей, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области. Проверочные мероприятия проводились в отношении  торговых сетей федерального, регионального (межрегионального) и муниципального уровней.  В частности  контрольные мероприятия проведены в отношении  12 торговых сетей. Также проверки проводились  в отношении нескольких крупных поставщиков.

Указанные проверки осуществляются с  целью контроля  за  приведением  торговыми сетями  договорных отношений  с  поставщиками  продовольственных товаров  в  соответствие с изменениями Федерального закона   «Об основах  государственного  регулирования торговой деятельности  в Российской Федерации» (далее Закон о торговле).      В рамках данных контрольных мероприятий антимонопольным органом на предмет соответствия требованиям,  установленным Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», проведен анализ договоров с поставщиками продовольственных товаров, протоколов разногласий, дополнительных соглашений к данным договорам, электронной переписки, сведений, размещенных на сайте, и иных документов и материалов, свидетельствующих об осуществлении торговой деятельности. Всего проанализировано более 200 договоров.

В  целом на территории Новосибирской области договорные отношения между торговыми сетями  и  поставщиками продовольственных товаров  приведены в соответствие с изменениями, внесенными ФЗ № 273-ФЗ в  Закон о торговле.        При этом в рамках контрольных мероприятий антимонопольным органом выявлялись отдельные нарушения законодательства в сфере торговой деятельности как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.          

Как  показали итоги проверок,  выявленные нарушения законодательства о торговле касаются, прежде всего:

 - несоблюдения  сроков оплаты продовольственных товаров, установленных частью 7 статьи 9 Закона о торговле.

- несоблюдения порядка и условий выплаты вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров у поставщика, закрепленных частями  4, 5 статьи 9 Закона о торговле.

- не размещение на сайте информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора, что предусмотрено ч.1, 2 статьи 9 Закона о торговле.

По фактам выявленных нарушений возбуждено и рассмотрено 15  адм. дел.

   С целью снижения государственного вмешательства  и контроля в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в июле 2016 года был принят так называемый  «антикризисный пакет». С  4 июля 2016 года вступил в силу Федеральной закон от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях», которыми вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство.                                  Внесены изменения в закон о торговле. Согласно ст. 4.1.  положения статей 13 и 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей. Необходимо отметить к прочим статьям данного закона иммунететы не применятся.

            ФЗ № 316-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, а именно введена ст. 4.1.1., предусматривающая замену штрафа на предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства.       Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Приложенные файлы
doklad_po_torgovle-1519220879.docx (39,7 КБ)
Наверх